Баядерка 1961 - хореография Нуриева

 

la bayadere rudolf noureev

Музыка : Людвиг Минкус - Хореографии : Рудольф Нуреев по Мариусу Петипа

В 1961 г Париж открывает «Сцену Теней» из Баядерки и Рудольфа Нуреева в роли Солора…

Подобно большинству балетов Мариуса Петипа, Баядерку долго не знали на Западе : железный занавес пятидесятых годов прервал всякие культурные обмены.

Откровение явилось в 1961 г с Парижскими, затем Лондонскими гастролями Балета Кировского Театра.

В Дворце Гарнье третий акт Баядерки («Сцена Теней») впервые развернул гипнотизирующее шествие 32 баядерок – превратившихся в приведения (тени) - в белых пачках и вуалях, медленно, одна за другой, спускающихся по наклонной плоскости, символе их появления из того мира, совершая ряд нагнутых арабеск.

«Эта процессия развивается извилистой линией и останавливается, составив четыре параллельных ряда : очень эффектная картина без излишества средств. Это основа симфонического балета» пишет Вера Красовская, историк балета в России.

Всю жизнь Мариус Петипа попытается создать «симфонический балет», достичь совершенного сочетания музыки с танцом, почти абстрактным, «графическим» образом (имея в виду линии и перемещения групп, геометрический подход к пространству) : «Волшебный сад» из Корсара (1868 г), сцена Дриад из Дон Кихота (1869 г), «видение» Авроры во втором акте из Спящей Красавицы (1890 г), вальс снежинок в конце первого акта из Щелкунщика (1892 г) – с участием Льва Иванова – второй и четвертый акты из Лебединого Озера (1895 г) – все же с Ивановым, фантастический вальс в первом акте из Раймонды (1898 г).

По его стопам пойдет и Джорж Баланчин (1904-1983), выражая темпы музыки одним движением. Целый ряд современных хореографов также считает эту «Сцену Теней» предвестием поисков минимализма (может служить примером балет «Дэнс» Лунсильды Чайльдз, навязчиво одинаковый с начала до конца, но однако все время меняющийся, под «повторяющуюся» музыку Филиппа Глясса – 1979 г). Ж.Л.Б.

•    Кроме Спящей Красавицы «Русского Балета» Сергея Дягилева в Лондоне (1921 г) и нескольких отрывков из Лебединого Озера (третий акт), поставленнных в Парижской Опере Сергеем Лифарем в 1936 г и Виктором Гсовским в 1946 г.