Маргарита и Арман – роль Рудольфа Нуреева

Dame Margot Fontaine ballet dancing with Rudolph Nureyev

Музыка : Ференц Лист – Хореографии : Фредерик Эштон

В 1961г Фредерик Аштон решил транспонировать пьесу в балет для своей музы Марго Фонтейн. В 1961г Фредерик Аштон, главный английский хореограф XXого века, после представления «Дамы с Камельями»
Александра Дюма с Вивиан Ли, решил транспонировать пьесу в балет для своей музы Марго Фонтейн.

В том же году Марго Фонтейн пригласила молодого Нуреева на благотворительный гала в Лондоне. К своему первому выступлению в Англии Нуреев попросил Аштона поставить ему сольный номер. Но он сам выбрал музыку, «Трагическую Поэму» Скрябина, и создал большую часть хореографии, что конечно раздражило Аштона, который зато был покорен красотой, техникой и культурностью молодого советского танцора.

В феврале 1962 г Нуреева позвали танцевать Жизель впервые с Марго Фонтейн. После их триумфа, он стал ее главным партнером и постоянным гостем Королевского Балета. Аштон все думал о своей «Даме с Камельями», даже сильнее после того, как увидел еще два фильма : «Камий» с Грета Гарбо и «В прошлом году в Мариенбаде» Алэна Ренэ. Однажды вечером он услышал «Сонату» Листа и тут же балет принял в его мысли окончательную форму. Аштон тем более был убежден в этом музыкальном выборе, что он узнал, что до смерти – в 23илетнем возрасте – Мари Дюплесси (Маргерит Готье в «Даме с Камельями») была любовницей не только Александра Дюма, но и Франца Листа. Марго Фонтейн хотела естественно выступить с Рудольфом Нуреевым. Позже Нуреев с горечью скажет, что ни один балет при Королевском Балете не был создан для него, а только для Марго Фонтейн с ним. Первые репетиции прошли не просто, так как Рудольф и Марго часто отлучались, но Аштон очень быстро был возбужден харизмой Нуреева и взаимопониманием пары, пылкий импульс которой он использовал для своей хореографии.

Как например аттитюды и па Нуреева : «Он обладал вроде звериными свойствами, физической силой и сексуальным побуждением, которые насыщали воздух электричеством», говорил Аштон. Для него Нуреев был перевоплощением Листа, пылкого и пленяющего публику атриста. За две недели балет был готов. Генеральная репетиция прошла бурно. Нуреев взял ножницы и перерезал концы костюма, которые ему мешали. Премьера состоялась 12 марта 1963 г в Ковент Гардене в присутствии матери Королевы и принцессы Маргарет. Она обошлась громадным успехом и занавес поднимали двадцать один раз. Балет, построенный на принципе флешбэка, делится на пять сцен : «Пролог», «Встреча», «В деревне», «Оскорбление» «Смерть». В сильно упращенной декорации, единственным постоянным элементом является постель, на которой Маргерит Готье умирает и вновь переживает свою пылкую связь с Арманом. Сонату Листа переоркестровали Хэмрей Сирл, затем Дэдлей Симпсон для последней серии выступлений в Лондонском Колизеуме в 1977 г. Но в фильме «Это Нуреев» (1973 г), где снят балет полностью, режиссер Луи Журдан вернулся к оригинальной версии Сонаты для рояля Листа. (Балет как-будто был снят второй раз в 1979 г Патрицией Фой для телесерии Марго Фонтейн «The Magic of Dance»). Однако ни один фильм не сумел передать очарование, оказанное Фонтейн и Нуреевым на публику, и ощутимое напряжение на сцене и в зале. «Они – необыкновенные актеры» считал Питер Брук, «каждое их движение придает самой искусственной форме естественный и человеческий характер». Они очень часто танцевали этот балет : раз сорок в Ковент Гардене, в Миланской Скала, в Парижской Опере 17 ноября 1966 к столетию газеты Фигаро, в Южной и Северной Америке в 1975 г и, последний раз, в Лондоне в 1977 г.

Noureev marguerite et armand

В марте 2000 г, Сильви Гийем – одна из любимых балерин Нуреева, которую он назначил первой балериной, когда ей было 19 лет – несколько раз отклонив приглашение, наконец, по просьбе Антони Доуэл, директора Королевского Балета, согласилась выступить в этом балете с Николя Ле Риш. Можно было подумать, что призрак Фонтейн и Нуреева обесцветит их исполнение. Но Сильви Гийем и Николя Ле Риш оказались поразительными, совершенно отдаленными от образа Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. Они оба танцевали «Маргериту и Армана» 20 января 2003 года на гала в Дворце Гарнье к десятилетию смерти Нуреева. Может быть другие артисты посмеют вновь танцевать этот балет, но невозможно будет забыть его бессмертых создателей.

Lorem id, libero. Donec mattis amet, in massa vel, leo dictum felis