Музыка : Стравинский — Хореографии : Михаил Фокин
Либретто : Стравинский и Александр Бенуа, также авторы декораций и костюмов. Создан 13 июня 1911 г в театре Шатле Нижинским, Карсавиной, Орловым и Чекетти. Впервые Рудольф Нуреев исполнил роль Петрушки 24 октября 1963 г с Королевским Балетом. Этот русский народный персонаж, которому он внушил свою сильную личность, является одной из его самых трогательных ролей. Никак нельзя забыть выразительность его рук, в перчатках, сжимающих патетическое лицо в белом гриме, в шутовском колпаке. В течение своей карьеры он Петрушку изображал регулярно во всем мире : в Парижской Опере в 1972, 1973 и 1975 гг с Ноэллей Понтуа и Шарлем Жюд (Ив-Андре Юбер их снял для французской телепередачи 27 декабря 1976 г), в Нью-Йорке и Чикаго с Джоффрей Балетом в 1979 и 1980 гг (в той же программе были «Призрак Розы» Фокина и «Прелюдия к послеполудненному отдыху фавна» Нижинского ; спектакль был полностью снят в Нашвилле в 1980 г).
С этой программой Нуреев и Балет Нанси объездили весь мир : в 1982 г в театре Шатле, где балет был создан Нижинским, во Флоренции и Лондоне, в 1983 г по всей Южной Америке, в 1984 и 1986 гг в Нанси, в 1987 г на Эдимбургском фестивале. Последний раз Рудольф Нуреев выступил в роли Петрушки в Неаполе 15 декабря 1990 г с Балетом театра Сан Карло. Действие происходит в 1830 г в Санкт-Петербурге под масленицу. Старый шарлатан привлекает толпу к своему ларьку и вдруг, волшебной палочкой, оживляет три куклы : застенчивого Петрушку, влюбленного в Куклу, кокетку, предпочитающую глупого Мавра. Петрушку мучает, что он – простая марионетка и не может выразить свою любовь как человек. Он восстает против Мавра, который, вне себя, гонится за ним и рассекает ему череп саблей. Старый шарлатан успокаивает публику, доказывая, что Петрушка – лишь марионетка. Он его тянет как мертвого, пока не замечает, в испуге, что Петрушка (или его душа, или душа русского народа ?) его дразнит над лорьком, бросается и падает на землю мертвым. Петрушка, популярный герой, как Пьерро во Франции, возбуждает публику своей чувствительностью, несчастной любовью и тем, что он отчаянно сознает, что он лишь игрушка в руках шарлатана.