Музыка : Сергей Прокофьев — Хореографии : Рудольф Нуреев
Хотя единственная версия Ромео и Ждульетты Прокофьева, в постановке Леонида Лавровского, была записана в репертуар Кировского Театра, Нуреев не имел возможность танцевать эту роль.
Он только в 1965 году смог танцевать эту легендарную роль в хореографии МакМиллана. Английский хореограф создал этот балет для любимой балерины, Линн Сеймур (Джульетта) и Кристофера Гейбл (Ромео). Но за несколько дней до премьеры, дирекция Королевского Балета назначила самую тогда знаменитую пару : Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. Все хотели их видеть и они гарантировали успех балета. Нужно признаться, что Нуреев нажил себе много врагов в рядах Королевского Балета : он своим талантом затмевал целое поколение прекрасных танцовщиков, которые никогда не достигли той степени популярности, что перебезчик из Кировского Театра, ставший присяжным партнером самой блестящей звезды Королевского Балета.
Премьера Ромео и Джульетты МакМиллана, 9 февраля 1965 г, была встречена сорокоминутными овациями, хотя Нуреев танцевал с забинтованной ногой. «Даже на одной ноге Рудольф Нуреев танцует лучше любого другого на двух ногах !» написал с восторгом критик из газеты Таймс. Некоторым не очень понравилась слишком светлая прическа Нуреева, но отклики в прессе были отличными : Нуреев «как обычно пленил публику». Постановка МакМиллана стала классикой в репертуаре, и пара долго была ее центральной фигурой как в Лондоне, так и в Нью-Йорке. В 1966 г Пол Циннер прекрасно снял их спектакль. В 1990 г Нуреев последний раз танцевал Ромео и Джульетту в Ковент Гардене, но в этот раз роль Меркутио, с Сильви Гийем и Джонатаном Коуп, по случаю гала в пользу Марго Фонтейн, заболевшей раком костей, нуждающимся в дорогом медицинском обслуживании. Принцесса Маргарет и Леди Дай апплодировали великой артистке, когда она в последний раз вышла кланяться с бывшим партнером своим восторженным поклонникам. Нуреев не только выступил в роли Ромео МакМиллана. Он поставил свою версию – музыкально более совершенную -, бурную и пылкую. Он обогатил роли Ромео (он объяснял : «Ромео – рассказ о юноше, превращающегося в мужчину»), Тибальда и Меркутио, настаивая на сценах с народом, с злобной или веселой толпой, на эффектных дуэлях между Капюле и Монтегю. Премьера состоялась в 1977 г в Колизеуме с Лондонским Фестиваль Балетом, с Нуреевым в роли Ромео и четвырьмя Джульеттами : Патриция Рюанн, Элизабетта Терабуст, Ева Евдокимова и Линн Сеймур. Эта самая версия была представлена в 1978 г в Парижском Дворце Спортов с этими же Джульеттами, декорациями Эдзио Фриджерио и костюмами Франки Скуарчиапино. Эту постановку Нуреев показал затем в Миланской Скала в 1980 г с декорациями Эдзио Фриджерио и Мауро Пагано, с Карлой Фраччи в роли Ждульетты.
Этот балет был снят Нуреевым для итальянского телевидения. Помимо Нуреева и Карлы Фраччи выступала еще одна крупная звезда : Марго Фонтейн в роли Леди Капюле, несравнимой матери, оплакивающей сына Тибальда, убитого самим Ромео. Эта версия, передуманная Нуреевым, будучи директором балета Парижской Оперы, вошла в репертуар Дворца Гарнье в декабре 1984 г. В ней выступали Моник Лудьер, Патрик Дюпон, Кирил Атанасов, Жан-Пьер Франкетти, Лоран Илэр и Ивэт Шовире (Леди Капюле). Нуреев танцевал роль то Ромео, то Меркутио. В 1989 г Парижская Опера не возобновила контракт Нуреева, но в 1991 г его попросила заново поставить Ромео и Ждульетту. Роль Меркутио он поручил Николя Ле Риш, и почувствовав возможности молодого артиста, он с ним выучил роль Ромео ; пять дней спустя, 19 декабря, он успешно ее станцевал с Клёд де Вульпиан. Он – последний первый танцор Парижской Оперы, выявленный Нуреевым.
Под конец жизни, явно ослаблен болезнью, Рудольф Нуреев сам дирижировал произведение Прокофьева во главе Оркестра Мэтрополитен Опера 6 мая 1992 г в Нью-Йоркском Линкольн Сэнтер, с Сильви Гийем и Лоран Илэр. Это было его предпоследним выступлением.