Музыка : Людвиг Минкус — Хореографии : Рудольф Нуреев по Мариусу Петипа
В 21 летнем возрасте Рудольф Нуреев блестяще изобразил Базиля в Кировском Театре с Ниной Кургапкиной (1959 г).
Это станет после его побега в 1961 г его ролью-фетиш, выявляющую очередные свойства танцора-актера : хитрый дух и комизм.
РУДОЛЬФ НУРЕЕВ И ДОН КИХОТ
В 1962 г в Нью-Йорке Рудольф Нуреев танцует заключительный па-де-де с Соней Аровой. Затем он берется за постановку целого произведения, основываясь на хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского для Венской Оперы в 1966 г и просит Джона Ланчбери несколько аранжировать музыку Минкуса и придать ей более веселый характер. Он вновь ставит балет в Австралийском Балете в 1970 г (с Люсет Альду) и в 1971 г в Балете Марсельской Оперы, управляемом тогда Розеллой Хайтауэр (Маина Гильгуд в роли Китри). «Эта версия выявляет Нуреевскую постановку широких движений на сцене : в испанских номерах танцоры кружатся вокруг большой сельской площади, составляя ловкое разнообразие форм, представляющих испанские характерерные па. Чисто классическая сцена «видения» Дульцинеи и Дриад поставлена целиком так, как ее задумал Кировский Балет. Зато до нее Нуреев добавил эпизод цыганского табора, предлог для любовной встречи Китри и Базиля : па-де-де при лунном свете под крыльями гигантской мельницы. Рудольф Нуреев сокращает балет, остаются пролог и три действия : цыгане, мельницы, театр марионеток составляют одну картину, за которой следует появление Дриад. Нуреев сильно развил комический аспект. Он придал своей версии дух Комедии дель Арте : Дон Кихот – Панталоне, Китри – Коломбина, а Базилио – Арлекин, блестящий, скачущий, брызжущий заводила, бегающий от начала до конца балета.» (Александер Бланд) Рудольф Нуреев, впервые перейдя по ту сторону камеры, сам снял в 1972 г эту версию Дон Кихота с Австралийским Балетом.