Музыка : Петр Ильич Чайковский — Хореографии : Рудольф Нуреев по Мариусу Петипа и Льву Иванову
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО В ГЛАЗАХ РУДОЛЬФА НУРЕЕВА…
«Для меня Лебединое Озеро – длинное мечтание принца Зигфрида. Он насытился романтическими чтениями, возбудившими его жажду бесконечности, и не признает действительности власти и свадьбы, к которым его обязывают воспитатель и мать.
Чтобы избежать предполагаемой мрачной судьбы, он придумывает призрак озера, символа того места, к которому он стремится. В мыслях у него возникает идеализированная запретная любовь. (Белый лебедь – неприкасаемая женщина. Черный лебедь – обратное, так же как и зловредный Ротбарт является извращенным образом воспитателя, Вольфганга).
Поэтому когда сновидение исчезает, разум принца не может выжить.»
ОЗЕРО НУРЕЕВА
Нуреева-хореографа не могла не привлечь тема воды, присущая миру балета, как средство перемены, очищения и возрождения : его герои и героини стараются избежать положения, среды, замкнутого и удушливого мира, где они живут, и разыскать воображаемые края.
Лебединое Озеро – фантастический сюжет, с многими символическими и психологическими толкованиями (любовь принца к девушке-птице, поэтическому и нереальному существу).
В традиционной русской версии Петипа-Иванова, хореографический и драматический интерес состредоточен на балерине, которая изображает двойного персонажа (Одэт, белый лебедь – лирический образ, и Одиль, черный лебедь – опасная соблазнительница), а принц служит лишь орудием судьбы. Нуреев круто изменит положение.
Уже, когда он в 1962 г танцевал с Королевским Балетом роль Зигфрида в постановке Нинэт де Валуа и Фредерика Аштона, Нуреев позволил себе включить в конце первого акта новую вариацию (под анданте состенуто до па-де-труа, которого обычно не дают) : этот грустный и задумчивый сольный номер, выражающий жажду Зигфрида идеального мира так понравился, что Королевский Балет оставил его во всех последующих версиях балета.
При постановке собственной версии полного произведения (в октябре 1964 г в Венской Опере), Нуреев обогатил роль и психологию Принца мечтами, причиняющими его гибель.
«Рудольф Нуреев – харизматический танцор – создал хореографию Лебединого Озера, которая, противоположно предидущим, уделяет Принцу ключевую роль : сначала грустный, хандрующий, потом влюбленный, затем обманутый и в конце концов подавленный. Развязка может быть только трагичной : Ротбарт провоцирует бурю, в которой Зигфрид исчезает.
В представлении Озера в Парижской Опере (декабрь 1984 г) Нуреев идет еще дальше