Музыка : Сергей Прокофьев — Хореографии : Рудольф Нуреев
Бесконечная партитура Прокофьева очень точно соответствует кинематографической, роскошной и красочной постановке Рудольфа Нуреева : с декорациями и костюмами, заимствованными у картин итальянского Ренессанса, балет передает юность, крепость и страсть, питающие драму Шекспира.
РОМЕО НУРЕЕВА
Помимо версии Леонида Лавровского, постановка Джона Кранко является одной из наиболее выдающихся (в 1958 г для Балета Миланской Скалы, с Карлой Фраччи и Марио Пистони). Нуреев использует ее аспект итальянского Ренессанса, инсценируя юношескую любовь, борющуюся с ненавистью взрослых, и бесспечность Меркутио против злобы Тибальда, как отражение ссор обеих вражеских семей.
Версия Кеннета МакМиллана – Нуреев ее хорошо знает, так как он ее создал с Марго Фонтейн в Королевксом Балете в 1965 г – основана главным образом на фатальности трагедии, в которой молодых людей погубит судьба. Хореограф обращает особое внимание на Джульетту, девочку, превращающуюся в женщину по мере развития действия, одновременно сильную и хрупкую, смело отвергающую судьбу, диктованную ей родителями.
Рудольф усиливает этот подход и из Джульетты делает возмущенную женщину, готовую нарушить законы своей касты. Постановка показывает очень правдоподобную Верону, где залитые солнцем площади служат постоянным театром сварливому и грубому населению. Его балет – очень верный тексту Шекспира – представляет чувственную, грубую, изысканную и охотно распутную эпоху, где жизнь и смерть решаются ежеминутно. Ж.Л.Б.
НУРЕЕВ О «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»…
«В Ромео и Джульетта речь идет о молодом человеке, ставшем мужчиной. Еще юношей он бегает за всеми девушками, но вскоре он больше не довольствуется холодными красавицами и платонической любовью. Он мечтает о более сильных чувствах. Для него все решит пылкая, добровольная, более зрелаа Джульетта…
Я уверен, что в Вероне эпохи Ренессанс и Лондоне времен Елизаветы Iой, в обществе, где сосуществовали старые суеверия и жажда нового мира, большую роль играли секс и насилие. Что – странно – приближает их к нашей эпохе». Рудольф Нуреев.
ХОРЕОГРАФИЯ НУРЕЕВА
Построенная на 52 номерах полной партитуры, хореография Нуреева состоит из театрального реализма и исторической логики.
Капюле и Монтегю дерутся как вражеские шайки на рыночной площади, валят фрукты и овощи, и не экономят похабные жесты. Мандолинисты здесь – метатели флажков, как в Сиенском «Палио», а не украшенные лентами щеголи.
Особенно удачна смерть Меркутио. В дуэли с Тибальдом, притворяется раненным, опять встает и с наглостью смешит своих друзей. Когда он получает смертельный удар, все думают, что он шутит, а он умирает.
Смерть Тибальда представлена другим сильным эффектом. В других версиях, Лэди Капюле оплакивает мертвого племянника. Здесь центром внимания является Джульетта. Она появляется, будто ей сниться страшный сон : она только что тайно вышла замуж за Ромео, а он оказывается убийцей ее двоюродного брата. Это преступление и пролитая везде кровь ее приводят в шоковое состояние (по ее движениям на сцене явно, что она пытается извлечься из прилипающей к телу крови). Она не может простить обоим кланам их пагубные ссоры и размахивает руками, будто она хочет тем и другим дать пощечину. Кругом все стоят — в кино это называется «стоп-кадр» -, что подчеркивает одиночество Джульетты (немножко как «сумасшествие» Жизели).
Смерть ощутима везде, и конкретно и аллегорически.
С самого начала занавес поднимается на траурной процессии : ранним утром монахи увозят за город на тележке трупы убитых накануне.
Позже перед домом Капюле, Ромео и Меркутио с друзьями высмеивают гостей. Их окликивает нищий. Ромео растронут и дает ему золотую монету. Получив неожиданную милостыню, бедняга задыхается и умирает.
Ромео «родился под недоброй звездой» (что символизируют мужчины Судьбы, играющие в косточки в начале и конце спектакля), он хочет «поступать хорошо», но при каждом поступке он порождает смерть : нищего, Тибальда, Париса и Джульетты.
В третьем действии Джульетта заперта у себя в комнате и предчувствует свой брак со смертью (на нее ложится скелет) : «Я иду к брачной постели, но меня ждет не Ромео, а смерть» написал Шекспир.
Нуреев внес свои личные толкования, которых нет в версиях других хореографов.
Родители хотят заставить Джульетту выйти замуж за Париса. Она не знает, что выбрать : заколоться кинжалом или выпить микстуру, которую дал ей Брат Лоран, пообещав ей, что она прийдет в себя после летаргического сна, убедившего всех, что она мертва. Нуреев передает растерянность Джульетты следующим образом : во сне она видит призраки Тибальда, протягивающего ей кинжал (самоубийство), и Меркутио, предлагающего ей микстуру (и остаться живой). Опять кинематографический прием (вторжение мыслей персонажа в действие).
Другие используемые кинематографические приемы :
— Джульетта слушает речь Брата Лорана (он ей дает микстуру, благодаря которой она притворится мертвой, и описывает, как она проснется) : досрочный «флеш».
— -Джульетта отказывает Парису в па-де-катр с Господином и Лэди Капюле, она на время отключается и бросает танец (остальные три персонажа останавливаются), чтобы выразить свое горе, затем возвращается на место и танец продолжается. Это лишь отступление !
— Свита Париса (молодые люди и девушки, под музыку будящие невесту, и обнаруживающие с родителями и няней безжизненное тело Джульетты) идет назад, как перематывают пленку.
— Сон Ромео в Мантове : вместо Джульетты, Бенволио будит Ромео (« наплыв»).
Использование в театре кинематографических приемов подчеркивает интерес Нуреева к кино и его режиссерский талант, а также и поэтические свойства балета, умеющие передать тонкости мечтаний.