Техническое Воздействие

la Bayadère Rudolf Noureev

«Technique is what you fall back on when you run out of inspiration»

Рудольф требовал от танцовщиц мощную, быструю пуантную работу, с определенными позициями : аррете, пуанте, пятая, особенно скрестив ноги, и безгрешную позицию нижней части ноги, соблюдая при том как можно больше музыкальности.

Не поддаваясь легкости, если музыкальная тема звучала четыре раза, он требовал, чтобы четыре раза повторили те же па, так же чисто и просто (что, по сути, труднее всего !) : повторение усиливает впечатление точности и красоты. Он стремился к крайностям : максимально растянутые арабески, с вытянутыми руками и все более поддержанными к бесконечности линиями.

Ноги показывают классическую, ясную, чистую работу, безгрешные пятые позиции, а очень гибкие бюст и руки производят впечатление свободы и лиризма. Медленная вариация первого акта его Лебединого Озера, выражающая задумчивость принца Зигфрида очень показательна : используемые слова весьма традиционны (арабески, па де бурре, жете), но посадка рук, опрокинутый назад бюст, перемены направлений разработаны более современно.

Он хотел проверить, нельзя ли все же выполнить невозможное, можно ли совместить современную и классическую техники : допустим, чтобы танцовщица выполнила «сдвинутые» пируэты – что довольно просто на ступнях – но на пуантах !Это упражнение нужно было повторить до удачи… Он тогда с большой улыбкой приветствовал «подвиг» : «Видешь, возможно !». Правда, участнику такого эксперимента было интересно разведать новые возможные па».

ПРЫЖКИ
В классическом балете прыжки направлены к возвышению вверх, а в современном, они пересекают пространство горизонтально. Нуреев применил комбинацию обоих : очень высокий прыжок с пердвижением в ширину сцены (глиссе/ассамбле с сложенными в воздухе ногами), будто танцовщик летает и на мгновение зависает в воздухе.